Учитель-логопед советует

Нижегородская  область,

 Балахнинский район

рабочий поселок Лукино,

МБДОУ "Детский сад №38"

Учитель-логопед советует

 

 

                 Консультация для родителей:

«Речевые нарушения и 
причины их возникновения»

  

Речевые нарушения и причины их возникновения.

Если 4-5 летний ребенок хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, может оказаться, что у малыша общее недоразвитие речи (ОНР).

Это сложный дефект, который требует коррекции со стороны логопедов, родителей и воспитателей.

Современный ребенок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые предложения; без труда пересказывать сказки и рассказы. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко произносит многосложные слова (см. схему Гвоздева «Норма речевого развития ребенка»).

ОНР может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-му, би-би). В любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы:

ФОНЕТИКА – нарушено:

O  восприятие и различение звуков на слух, особенно сходных по артикуляции и близких по звучанию (с-ш, з-ж, п-б и т.д.);

O   слов близких по звучанию, но разных по смыслу (мишка-миска, коза-коса и т. д.); повторение за взрослыми сходных слов (Маша-Даша-каша).

O   Искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (фотография - атаграфия)

ЛЕКСИКА - трудности в назывании:

O  частей предметов и объектов (сиденье, ствол, фундамент, затылок, виски)

O  глаголов, выражающих утонченность действий. Лакает, лижет, грызет, откусывает, жует – все выражает глаголом «ест»

O  приставочных глаголов (подплыл, отплыл, приплыл и т.д.)

O  антонимов (гладкий - шершавый и т. д.)

O  относительных прилагательных (шерстяной, песчаный, земляничный)

ГРАММАТИКА – чаще всего распространены ошибки:

O  в употреблении предлогов (платок лежит кармане и т.д.)

O  согласовании различных частей речи (подошел к два коня и т.д.)

O  построении предложений (шел Петя лес грибы собирать и т. д.)

В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности:

O  развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются и отсутствием четкости, последовательностью изложения, отрывочностью;

O  отсутствие ритма и чувства рифмы мешает заучиванию стихотворений.

Для детей с ОНР характерна  недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

·                     Нарушены внимание и память;

·                     Нарушена пальцевая и артикуляционная моторика.

·                     Недостаточно сформировано словесно-логическое мышление:

O  Дети трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточности в рисунках- шутках, не всегда выделяют слова по заданному признаку (хлопнуть в ладошки, если будет названа одежда и т. д.)

O  Неточность или слабость подвижных органов артикуляции: языка, губ и т.д. Установлено, что связь движений пальцев и речи взаимообусловлена: пальцы малоподвижны – речь нечеткая, неточная. Такие дети с трудом держат правильно ложку, карандаш, не могут зашнуровать ботинки.

O  испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Суждения и умозаключения отрывисты, логически не связаны между собой.

O  В процессе общения между собой некоторые дети слишком подвижны, возбудимы, а иные наоборот, вялые, не проявляют ни к чему интереса. Есть дети агрессивные, либо ранимые, обидчивые.

 Причинами ОНР являются:

O  различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном развитии, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также первые годы жизни могут привести ребенка к общему недоразвитию речи.

  Среди причин вызывающих повреждения или недоразвития мозга, которые сказываются на недостаточность речевой деятельности, наиболее частыми являются:

O  инфекции или интоксикации матери во время беременности;

O  токсикозы;

O  родовые травмы;

O   асфиксия;

O   несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови;

O   заболевания центральной нервной системы (нейроинфекции);

O   травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

O  Употребление алкоголя и никотина во время беременности также может привести к нарушениям, одним из которых является ОНР.

O  Большая роль в возникновении речевых нарушений принадлежит генетическим факторам, неблагоприятным условиям окружающей среды и воспитания.

Все эти нарушения, если их не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития: ребенок – подросток – взрослый. Ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться, и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Многолетняя практика показывает, что детей с такими нарушениями речи, при систематической работе с ними, можно вывести из этого состояния - воспитать   гармонично развитые личности.  

 
Дата последнего обновления страницы 11.12.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»